Обращаем внимание, что обращения (вопросы, запросы), поступающие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, согласно статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. Согласно части 3 статьи 7 указанного Федерального закона в обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

 

Вопрос: Какой нормативно-правовой базой следует руководствоваться при организации заочного обучения в общеобразовательной организации?

Ответ: Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Согласно части 4 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. При выборе формы обучения следует учитывать требования пункта 3 части 4 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы обучения, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании пункта 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015, учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.
Согласно пункту 4 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года № 785, подраздел «Образование» должен содержать, наряду с другими требованиями, информацию о формах обучения.
Учитывая положения пункта 2 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2014 года № 2, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Согласно пункту 4 раздела I федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, и пункту 2 раздела I федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, пункту 2 раздела I федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 начальное общее образование и основное общее образование могут быть получены в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Вопрос: Необходим ли локальный нормативный акт о ведомственном контроле за деятельностью муниципальных образовательных организаций?

Ответ: В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, регламентирующей полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, на основании пункта 11 части 1 стати 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, руководствуясь подпунктом 3 пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым контроль за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, статьей 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности контроля за деятельностью муниципальных образовательных организаций, целесообразно издание соответствующего муниципального правового акта.

Вопрос: Обязаны ли проходить профессиональную переподготовку по педагогическому направлению учителя, не имеющие педагогического образования при наличии квалификационной категории, курсовой подготовки и стажа работы в школе более 20 лет?

Ответ: Профессиональная переподготовка – это одна из двух форм получения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).

Требования к квалификации по должности «Учитель» установлены разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н (далее – Квалификационный справочник): высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Обращаем Ваше внимание на то, что пункт 9 раздела "Общие положения" Квалификационного справочника позволяет руководителю образовательной организации по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (статья 68 Трудового Кодекса РФ, пункт 5 часть 1 статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вопрос: Какова процедура получения дальнейшего образования обучающимися 9 класса, не сдавшими экзамены за курс основного общего образования с учетом осеннего периода?

Ответ: Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА), обязаны освоить образовательные программы основного общего образования и могут продолжить обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций, в форме семейного образования.

Возможны следующие варианты:

1. Обучающиеся, не прошедшие ГИА и желающие продолжить обучение по образовательным программам основного общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение и могут быть допущены к ГИА не ранее чем через год при условии наличия годовых отметок по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных (пункты 9 и 61 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1394).

2. Обучающиеся, не прошедшие ГИА и желающие продолжить обучение по образовательным программам основного общего образования в форме семейного образования (вне организации, осуществляющей образовательную деятельность), отчисляются из организации, осуществляющей образовательную деятельность, с выдачей справки об обучении и вправе пройти экстерном ГИА не ранее чем через год (пункт 10 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1394).

Для прохождения повторной ГИА указанные лица восстанавливаются в организации, осуществляющей образовательную деятельность (в случае если были отчислены из нее), на срок, необходимый для прохождения ГИА (при этом в качестве результатов промежуточной аттестации им могут быть зачтены отметки, полученные в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой они проходили обучение, и указанные в справке об обучении).

Дополнительно сообщаем, что лицам, ранее получившим допуск к ГИА, в том числе в прошлом учебном году, но не прошедшим ее (по причине неявки, длительной болезни и др.) или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты, должен быть обеспечен допуск к повторному прохождению ГИА (без предъявления требования повторного получения допуска к ее прохождению).

3. Обучающиеся, не прошедшие ГИА, вправе пройти профессиональное обучение в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № 292).

Лица в возрасте до восемнадцати лет могут осваивать основные программы профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих или должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования, и при успешной сдаче квалификационного экзамена получить соответствующее свидетельство. При этом профессиональное обучение лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Вопрос: В соответствии с ФГОС к педагогу предъявляется требование наличия квалификационной категории. Как образовательной организации поступать в этом случае с  молодыми специалистами?

Ответ: Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования не устанавливают требований к педагогу в части наличия квалификационной категории.

Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.

Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога.

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация, в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля  2014 года № 276.

Поступать с молодыми специалистами необходимо в соответствии с указанным документом.

Вопрос: На какой нормативный документ следует ориентироваться при определении структуры плана воспитательной работы школы и классного руководителя?

Ответ: Нормативная правовая база конкретно по данному вопросу отсутствует. В то же время урегулирование данной проблемы возможно на уровне учреждения через локальные нормативные акты или индивидуальный правовой акт. При их разработке департамент образования области рекомендует использовать:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  3. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  5. Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761;
  7. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2002 года № 30-51-914/16);
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (http://standart.edu.ru);
  9. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 февраля 2000 года № 101/28-16);
  10. Методические рекомендации о взаимодействии  образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2001 года № 90/30-16);
  11. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от                  11 июня 2002 года № 30-51-433/16);
  12. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03 марта 2005 года № 14-11-43/01);
  13. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 февраля 2006 года № 21);
  14. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности  (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 октября 2003 года № 24-51-212/13-28-51-793/16).

Вопрос: В учебном плане среднего общего образования (ФГОС) определен  перечень обязательных предметов. Некоторые предметы могут изучаться факультативно по выбору учащегося. Какова система оценки по данным предметам и вправе ли обучающийся выбрать данный предмет при сдаче ЕГЭ?

Ответ: Как известно, федеральный компонент федерального базисного учебного плана включает инвариантную и вариативную части школьного образования.

Обязательный курс подкрепляется системой элективных и факультативных курсов - учебными предметами по выбору учащихся. Эти дополнительные курсы имеют большое значение в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Элективные  учебные предметы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Факультативные занятия  - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Функции  факультативных занятий:

• предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;

• мотивирующая: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;

• общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;

• профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Элективные учебные предметы и факультативы объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения.

Кроме того, большинство авторов элективных учебных предметов не рекомендуют использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.

Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать.

Сходство и в том, что и факультативы, и элективные учебные предметы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

Как известно, факультативные занятия – это необязательные учебные занятия для всех обучающихся и вынесены за основную сетку учебных занятий, а элективные учебные предметы – обязательный образовательный компонент в рамках сетки часов базисных планов для всех обучающихся общеобразовательных организаций и проводятся наравне с другими уроками.

Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1394, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400, определены обязательные учебные предметы и предметы на добровольной основе по своему выбору.

Вопрос: Останется ли заполнение классных журналов на печатной основе обязательным наряду с заполнением электронного журнала в следующем учебном году?

В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях. Таким образом, образовательная организация самостоятельно принимает решение о ведении классных журналов на печатной основе или в электронном виде, или одновременно на печатной основе и в электронном виде. Дополнительно департамент информирует о том, что приказ Министерства просвещения СССР от 27 декабря 1974 года № 167 «Об утверждении Инструкции о ведении школьной документации» утратил силу в связи с изданием приказа от 29 ноября 2013 года № 1296 «О признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых правовых актов СССР и признании утратившими силу некоторых правовых актов РСФСР в сфере образования».

При ответе на поставленный вопрос департамент руководствовался действующим законодательством.

Вопрос: Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года № 32, устанавливает предоставление документа об образовании (аттестата об основном общем образовании) при приеме на обучение на уровень среднего общего образования. Значит ли это, что данный документ должен сдаваться при поступлении на обучение и храниться в образовательной организации?

Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года № 32 (далее – Порядок), установлен перечень документов, необходимых для зачисления детей в образовательную организацию. При этом документы делятся на предъявляемые и предоставляемые. Предъявить – это означает  показать документы, копии которых образовательная организация обязана хранить в личном деле ребенка на время его обучения в соответствии с пунктом 9 Порядка. 

Пунктом 11 Порядка установлена обязанность представления аттестата об основном общем образовании установленного образца при приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования, что означает  отдать в распоряжение образовательной организации оригинал указанного документа, который будет храниться в личном деле ребенка до момента получения им среднего общего образования либо на время обучения его в образовательной организации.

Таким образом, наличие оригинала аттестата об основном общем образовании в личном деле обучающегося в период обучения на уровне среднего общего образования является обязательным.

Вопрос: Педагог, имевший судимость за финансовые махинации и оплативший по решению суда штраф, обратился с просьбой принять его на работу. Комиссия по делам несовершеннолетних отказала в выдаче разрешения, ссылаясь на то, что данный вид нарушения не входит в ее компетенцию. Кто должен выдать разрешение, позволяющее устроиться на работу?

Основным документом, регулирующим трудовые отношения между работниками и работодателями, в том числе при приеме работника на работу, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее – Трудовой Кодекс Российской Федерации).
Статьей 65 Трудового Кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, предъявляемых лицом, поступающим на работу, который наряду с прочими содержит необходимость предоставления справки о наличии/ отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданной в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Статьей 331 Трудового Кодекса Российской Федерации определен запрет на занятие педагогической деятельностью в сфере образования.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
а) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
б) имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (кроме лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям. Реабилитирующие основания прекращения уголовного дела определены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ);
в) имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления,
г) имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
При этом оплата штрафа по решению суда не является реабилитирующим основанием.
Статья 351.1 Трудового Кодекса Российской Федерации также вводит ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Вместе с тем, данная статья устанавливает возможность допуска к соответствующему виду деятельности лиц при наличии положительного решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает решение о допуске или недопуске к трудовой деятельности в сфере образования лиц, имевших судимость, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении преступлений, указанных в статьях 331, 351.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, прекращено по нереабилитирующим основаниям, причем данное решение правомочно только в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (определены статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ).
«Финансовые махинации» не относятся к категории преступлений, запрещающей занятие педагогической деятельностью в сфере образования. Прием работника в организацию относится к компетенции образовательной организации.

Вопрос: Какими методическими рекомендациями пользоваться при организации внеурочной деятельности и дополнительного образования, если отозваны рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (Письмо Минобрнауки от 14 декабря 2015 года №09-3564)?

Поскольку письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» отозвано с исполнения письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2016 года № 09-2312 «Об отзыве с исполнения методических рекомендаций» как утратившее актуальность, при организации внеурочной деятельности и дополнительного образования прежде всего необходимо руководствоваться:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008.

Не утратили также законную силу:

- методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования, приведенные в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая         2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 октября 2013 года № ВК-710/09 «О Рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися».

Указанных документов вполне достаточно для того, чтобы компетентно обеспечить организацию внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся.

Вопрос: Нужно ли в личном деле обучающихся делать отметку о выполнении нормативов ГТО?

Личное дело обучающегося является обязательным документом, которое оформляется на каждого обучающегося с момента зачисления в образовательную организацию и ведётся до её окончания. Обязательность ведения образовательной организацией личных дел обучающихся по образовательной программе дошкольного образования установлена Порядком приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года №293 (пункт 18), по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – Порядком приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января  2014 года № 32 (пункт 20).

ГТО, или «Готов к труду и обороне» — программа физической и культурной подготовки, которая основывается на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания.

В 2014 году в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», постановляющего о вводе в действие комплекса с 1 сентября 2014 года, были внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования, устанавливающие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура», которые должны отражать формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Таким образом, установлены требования к наличию отметки о выполнении нормативов ГТО.

Поскольку личное дело обучающегося – номенклатурный документ установленного образца, отражающий успеваемость обучающегося по годам обучения, записи о наградах и достижениях (Похвальный лист, Похвальная грамота, золотая, серебряная медаль), вполне закономерно внесение в личное дело и отметки о выполнении нормативов ГТО.

Вместе с тем, установить обязательность внесения в личные дела обучающихся такой отметки образовательная организация вправе только при разработке соответствующего локального нормативного акта, определяющего требования к порядку формирования и содержанию личных дел обучающихся. Данная компетенция определена частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в разработке и принятии локальных нормативных актов.

Вопрос: Пожалуйста, разграничьте понятия внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) и внутришкольный контроль (ВШК).

Разница между ВСОКО и ВШК прежде всего заключается в назначении.

ВШК – это всестороннее изучение и анализ образовательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия.

Цель ВШК – контроль состояния образовательной организации, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности, получение информации для принятия внутренних управленческих решений.

Цель ВСОКО – формирование системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество образования в образовательной организации, получение объективной информации о состоянии качества образования в школе и причинах, влияющих на его уровень.

Задачи ВСОКО – создать единую систему контроля состояния качества образования, оценить возможности и ресурсы образовательной организации, определить результативность образовательной деятельности, обеспечить краткосрочное прогнозирование развития образовательной организации.

Задачи ВШК – создать благоприятные условия для развития образовательного учреждения, обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем, обеспечить сочетание административного и общественного контроля в школе с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса, побуждать к устранению существующих недостатков и использова­нию новых возможностей, мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

Содержание ВСОКО включает в себя оценку качества условий, качества процесса, качества результата.

Материалы ВШК можно использовать в рамках ВСОКО, особенно в части контроля образовательных достижений учащихся. Часть справок по итогам ВШК вполне может быть отражена в отчетности по ВСОКО. Например, результаты итоговой аттестации учащихся; результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся; результативность участия учащихся в олимпиадах, конференциях и др. (применительно к программам формирования и развития универсальных учебных действий); результаты проектной деятельности учащихся (применительно к оценке индивидуальных достижений учащихся); состояние материально-технической базы образовательной организации, в т. ч. оснащенность кабинетов и др.; состояние кадрового ресурса образовательной организации.

 

 

Вопросы по программам подготовки водителей транспортных средств

Почему в организациях ДОСААФ не учитывается педагогический стаж для преподавателей и мастеров?

Учет педагогического стажа осуществляется для назначения досрочно трудовой пенсии по старости на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 19 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Организации ДОСААФ не являются учреждением для детей, следовательно, педагогические работники не имеют права на досрочное назначение пенсии по старости.

Как правильно записать профессиональную подготовку водитель категории «В» в аттестат, журнал, согласно выбранному профилю обучения: универсальный, оборонно-спортивный, социально-экономический профиль и др. в рамках разных вариантов изучения предмета «Технология»?

В соответствии с пунктом 5.3 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115 (далее - Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов) записи в аттестатах о среднем общем образовании о наименованиях учебных предметов осуществляются в соответствии с учебным планом образовательной программы среднего общего образования.
Если обучение по программе подготовки водителей категории «В» осуществлялось в рамках дополнительного образования, то записи о реализации образовательной программы вносятся в журнал учета программ дополнительного образования, в аттестат указанные сведения вносятся в соответствии с пунктом 5.2 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов в раздел «Дополнительные сведения».
Сведения о присвоении квалификации и полученных оценках по отдельным предметам программы по профессии «Водитель автомобиля» вносятся в свидетельство, выдаваемое после сдачи обучающимися квалификационного экзамена.

Как правильно: «рабочая» или «образовательная» программа (в рекомендациях ГИБДД – рабочая)?

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Следовательно, указанные материалы являются составляющими образовательной программы учреждения, которая рассматривается коллегиальными органами учреждения и утверждается приказом руководителя организации.
Рабочие программы входят в состав образовательной программы учреждения и разрабатываются по каждой программе подготовки или переподготовки в соответствии с примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утверждёнными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408 (далее – примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий).

АПК показал, что у кандидата в водители данные слабенькие. Есть ли правовые основания у образовательной организации отказать ему в обучении?

В соответствии с частью 9 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Пунктами 6 и 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения), установлены только следующие требования к поступающим на обучение по программам профессионального обучения:
Пункт 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения:
«Лица в возрасте до восемнадцати лет допускаются к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования».
Пункт 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения:
«Профессиональное обучение женщин и лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.»
В разделе V Примерной программы профессионального обучения водителей транспортных средств категории «В» установлено, что для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя, то есть результаты тестирования не могут служить основанием для отказа в приеме, но используются для определения форм, средств и методов обучения конкретного обучающегося.
В то же время, обращаем ваше внимание, что необходимость применения АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

С какого возраста возможно начало вождения в 10 классе детям, которым 15-16 лет?

Примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий не установлен возрастной ценз для начала обучению вождению, однако следует учитывать, что медицинские справки на право управления автотранспортным средством, которые являются обязательными на начало практической части, имеют ограниченный срок действия (от одного до двух лет) в зависимости от состояния здоровья обучающегося.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие возраста:
шестнадцать лет - для категории "А";
восемнадцать лет - для категорий "В" и "С";
в соответствии с пунктом 11 указанных Правил к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий "В" и "С" также допускаются лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов.

Учебным планом примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий предусмотрен квалификационный экзамен в объеме 4 часа: 2 часа теория и 2 часа практика, нет сноски в пределах каких часов проводится квалификационный экзамен в учебном заведении. За 4 часа принять экзамен в группе из 25 человек невозможно.

Согласно пункту 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих, квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения.
Учебным планом предусмотрена учебная нагрузка на каждого обучающегося, в том числе при проведении групповых теоретических занятий, индивидуального вождения и при проведении квалификационного экзамена для одного обучающегося в пределах 4 часов (включая и теорию, и практическое вождение), что фактически возможно.
Порядок оплаты педагогических работников, членов квалификационной (экзаменационной) комиссии за участие в проведении квалификационного экзамена определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Нужно ли иметь согласованную учебную программу подготовки водителей категории «Д», если учебная организация собирается вести только переподготовку с категории «С» на категорию «D»?

Рабочие программы разрабатываются по каждой программе подготовки или переподготовки в соответствии с примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
Следовательно, если организация реализует программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «C» на категорию «D», программу переподготовки водителей транспортных средств с категории «C» на подкатегорию «D1», то разрабатываются соответствующие рабочие программы на основании примерных, которые в соответствии с подпунктом «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 № 966, должны быть согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В примерном учебном плане примерной рабочей программы не обозначены разделы и часы для проведения промежуточных аттестаций по отдельным предметам. Как проводить промежуточные аттестации и по каким предметам? Вид реализации – зачет, экзамен? Что должно быть отображено в свидетельстве об окончании обучения (какие зачеты или экзамены)? Можно ли увеличить количество часов в программе для проведения текущей аттестации?

Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Из вышеуказанного следует, что при формировании рабочих программ предметов, рабочего учебного плана организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно устанавливает формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся.
В документе об освоении образовательной программы (свидетельстве) указывается итоговая оценка по предмету. Изменение количества часов в программе (в том числе и для проведения промежуточной аттестации) возможно только при наличии веского обоснования и с соблюдением всех учебных элементов и содержания примерной программы. Соответствие рабочей программы нормативным требованиям подтверждается согласованием ее с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Обучение практическому вождению в реальных условиях возможно после прохождения полного курса теории или предмета ОЗвСДД?

Примерной программой предмета «Основы законодательства в сфере дорожного движения» предусмотрено освоение теоретических знаний по разделам «Законодательство в сфере дорожного движения» – 4 часа и «Правила дорожного движения» - 38 часов.
Порядок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией (см. текст выше).
В соответствии с разделом V Примерной программы профессионального обучения водителей транспортных средств категории «В» к обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
Исходя из вышеизложенного, учреждение вправе самостоятельно определить порядок подтверждения освоения обучающимися Правил дорожного движения (проводя промежуточную аттестацию после освоения программы всего предмета или по двум разделам одного предмета).

Сколько хранится книга регистрации документов?
Согласно основным правилам работы архивов организаций, одобренным решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, сроки хранения документов устанавливаются организацией самостоятельно и закрепляются в номенклатуре дел. Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень наименований дел, формируемых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения. Установленный организацией срок хранения книги регистрации документов об образовании должен предусматривать возможность обращения граждан за дубликатами документов после окончания обучения спустя длительный промежуток времени.

Возможно ли заключение договора на безвозмездное пользование прицепа с частным лицом?

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отнесено к компетенции образовательной организации.
Часть 2 статьи 218 главы 14 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (далее – Гражданский кодекс) устанавливает, что право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Договор может быть заключен между физическими и юридическими лицами (глава 27 Гражданского кодекса). Таким образом, договор безвозмездного пользования может быть заключен с физическим лицом, являющимся собственником имущества.

Обязательно ли разрабатывать программы для лиц с ограниченным здоровьем и организовывать обучение с такими лицами? Существуют ли обязательные требования к наличию в образовательном учреждении автомобиля с ручным управлением для людей с ограниченными возможностями?

Статья 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Кроме того, обращаем внимание на то, что лицензионным требованием, установленным подпунктом «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 № 966 является наличие у организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (при наличии таких обучающихся).

Кроме института развития образования, где можно пройти обучение на курсах повышения квалификации?
Дополнительное профессиональное образование может быть получено педагогическими работниками по профилю преподаваемой дисциплины в образовательных организациях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по соответствующим профильным дополнительным профессиональным образовательным программам.

Должны ли быть отдельные сайты у обособленных структурных подразделений?
Обеспечение создания и ведения официального сайта в сети «Интернет» относится согласно пункту 21 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к обязанностям образовательной организации. Обособленное структурное подразделение не является самостоятельной образовательной организацией и наличие отдельного сайта для него нормативно не установлено.

Может ли после лицензирования программ профессионального обучения (одной строкой в приложении к лицензии) автошкола вести подготовку по другим профессиям, к примеру «Автослесарь». С кем согласовываются такие программы?

В соответствии со статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности по видам образования, установленным частью 2 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, если образовательная организация получила лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения, она имеет право реализовывать указанные программы в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513).
Обязательность согласования с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации установлена подпунктом «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 № 966, только для программ профессионального обучения водителей транспортных средств.
Одновременно обращаем ваше внимание, что при реализации образовательных программ профессионального обучения должны соблюдаться лицензионные требования, установленные пунктами 6 и 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Нарушение указанных лицензионных требований является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

Как осуществляется формирование цены за обучение. Кто формирует? Кто утверждает? Существует ли минимальный порог?

В соответствии со статьей 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания платных образовательных услуг утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 №706, платные образовательные услуги – это осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.
Исходя из вышеизложенного, образовательной организацией самостоятельно разрешаются вопросы установления стоимости образовательных услуг с потребителями услуг на договорных началах.
Кроме того согласно части 1 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в том числе при оказании платных образовательных услуг.
Для государственных образовательных учреждений Белгородской области установлена обязательность согласования цен на платные образовательные услуги (в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области № 64-пп от 11 ноября 2013 года).

Согласно письму департамента образования «Об изучении учебного предмета «Технология» от 11.08.2014 № 9-06/5461-НМ (по варианту 3) общее количество часов на профессиональное обучение (профессиональную подготовку) может быть меньше 3 часов, быть равным 3 часам, быть больше 3 часов. Это часы на 1 год обучения или 2 года обучения?

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации относится к компетенции образовательной организации. Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
В соответствии с приказами Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», согласно которым учебный предмет «Технология» не является обязательным для изучения на базовом уровне.
Данный предмет относится к учебным предметам по выбору на базовом или профильном уровнях. Количество часов за 2 года обучения на его изучение на базовом уровне составляет 70 часов (10 класс - 1 час, 11 класс - 1 час), на профильном уровне - 280 часов (10 класс - 4 часа, 11 класс - 4 часа).
Как показывает практика, программа учебного предмета «Технология» на профильном уровне включает в себя специальную технологическую подготовку, которая заменяется, что допустимо, профессиональным обучением (профессиональной подготовкой).
Основным условием соблюдения законодательства при реализации программ профессионального обучения в рамках предмета «Технология» является выполнение программы профессиональной подготовки по конкретной профессии в полном объеме в соответствии с примерной программой (например, для подготовки водителей категории «В» 190/188 часов) без превышения максимально допустимой учебной нагрузки на обучающихся старшей ступени обучения (37 часов в неделю).
Срок реализации образовательной программы профессионального обучения (в течение одного или двух учебных лет) определяется общеобразовательной организацией в соответствии с учебным планом, количеством профессий, включенных в специальную технологическую подготовку, объемом часов, предусмотренных на освоение каждой профессии.

Обязательны ли организация и проведение практических занятий по вождению на одной площадке S= 0,24 га водителей категории А, В, С, Д, Е. (недостаточно площади). Реально проводить обучение на разных площадках с достаточной площадью для размещения элементов для отработки упражнений?

Примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий предусмотрены требования к размерам закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств не менее 0,24 га. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой водителей транспортных средств, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.
Соответствие учебно-материальной базы установленным требованиям устанавливается Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации с выдачей заключения.

Каким образом может быть организована практическая часть программы подготовки водителя, возможно ли обучение по графику в учебное время, если обучение учащихся 10-11 классов по программам среднего образования заканчивается в 14-15 часов? В случае реализации программы как дополнительное образование, должны ли в штатном расписании быть должности педагогов дополнительного образования, как тарифицировать преподавателя теоретической части профессиональной подготовки, медсестру, преподающую предмет «Первая помощь»?

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования) учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации.
Совмещение практической части учебного предмета «Технология» (практическое вождение) с другими предметами учебного плана не допускается, так как приводит к невыполнению образовательной программы в соответствии с учебным графиком.
В случае организации профессионального обучения как программы дополнительного образования практическое обучение осуществляется во внеурочное время с учетом перерыва между основными занятиями и дополнительными не менее одного часа в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Расписание занятий в указанном случае составляется по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.
Начало занятий по программам дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание - не позднее 21.00 ч.
Согласно статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формирование и утверждение штатного расписания образовательной организации относится к компетенции образовательной организации.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1085 не нормирует наименования должностей педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования, и при формировании штатного расписания необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
Оплата труда педагогических работников, в том числе и медицинской сестры, которая выполняет педагогическую нагрузку, производится либо на основании приказа о тарификации на учебный год, либо за выполнение конкретных часов педагогической нагрузки (на условиях срочного трудового договора).

У мастера производственного обучения есть удостоверение, разрешающее подготовку водителей, и есть удостоверение о прохождении дополнительной подготовки в сфере образования (педагогические основы) Какое обучение нужно проходить не реже 1 раза в 3 года? Являются ли курсы по подготовке мастеров производственного обучения курсами дополнительного профессионального образования?

В соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Образовательные организации обязаны создать условия для реализации указанного права педагогических работников.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным профессиональным программам относятся программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников, согласно пункту 7 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Реализации дополнительных профессиональных программ может осуществляться на основе модульного принципа представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.