10 и 12 апреля состоится НИКО по предмету «Литература»

 

k41Национальные исследования качества образования (НИКО) – общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора.

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах) не реже двух раз в год.

Каждое исследование имеет свои цели и задачи, соответствующие актуальным направлениям развития системы общего образования, и предполагает сбор и анализ широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования.

Каждый из проектов НИКО является выборочным в отличии от ВПР (где в исследовании принимают участие все общеобразовательные организации) и организован таким образом, что полученные результаты позволяют судить не только о качестве подготовки непосредственных участников исследования, но и об общем уровне знания предмета у обучающихся соответствующих классов в регионах со схожими условиями и в России целом.

В мероприятиях НИКО участвуют школы из большинства регионов страны. 10 и 12 апреля 2018 года, 336 обучающихся 6-х и 291 - 8-х классов из семи общеобразовательных организаций Белгородской области примут участие в НИКО по учебному предмету «Литература».

Как проводится НИКО?

Каждое исследование включает написание школьниками диагностической работы, а также анкетирование участников, их учителей и организаторов; сбор и анализ широкого спектра контекстных данных.

Еще одним отличием НИКО от ВПР является то, что бланки с заданиями КИМ изготавливаются типографским способом и доставляются в пункт проведения исследования, организованный на базе школы, которая участвует в НИКО, в специальных защищённых от вскрытия номерных сейф-пакетах.

Выполнение работы занимает один-два урока, еще около 10 минут отводится для ответов на вопросы анкеты.

В процессе исследования участники заполняют анкету, направленную на выявление их интересов и занятий вне школы. Результаты анкетирования дают дополнительные данные о том, какие факторы влияют на успешность освоения предмета школьниками.

Анкеты, заполняемые учителями и школами, направлены на сбор и анализ информации о квалификации и стаже учителей, особенностях образовательного процесса в школах.

При выполнении диагностической работы учащимися в аудитории должны присутствовать организаторы и независимые наблюдатели.

Заполненные бланки с ответами на задания и с ответами на вопросы анкеты в специальных доставочных пакетах отправляются в центр сканирования материалов - РЦОИ ОГБУ «БелРЦОКО».

После сканирования полученные цифровые изображения материалов исследования передаются Федеральному организатору НИКО, который осуществляет обработку результатов, организует проверку развернутых ответов участников.

Проверка развернутых ответов участников исследования проводится дистанционно.

На заключительном этапе все заинтересованные стороны обеспечиваются итоговыми статистическими отчетами по результатам исследования.

После обработки результатов проводится их анализ, направленный на выяснение того, в какой степени школьники овладели различными знаниями и умениями в рамках изучаемого предмета; каковы характеристики групп участников с разным уровнем подготовки. Результаты участников сопоставляются с собранными данными о школе, учителях, интересах и увлечениях ребенка; о том, как он проводит время вне школы.

По итогам анализа готовятся рекомендации для системы образования и для родителей, о том, как использовать полученные результаты для повышения качества образования.

Использование результатов НИКО:

- на федеральном уровне – для оценки состояния системы общего образования и разработки мер по ее совершенствованию;

- на региональном уровне – с целью диагностики качества образования, формирования региональных программ развития образования и повышения квалификации учителей;

- на уровне школы – для совершенствования преподавания учебных предметов, повышения информированности обучающихся и их родителей об уровне подготовки школьников, выявления склонностей и проблемных зон у ребенка.

Не предусмотрено использование результатов указанных исследований для оценки деятельности учителей, ОО, муниципальных и региональных органов исполнительной власти.